Институт президентства в Казахстане позволил построить новое государство

Институт президентства в Казахстане позволил построить новое государство. Такое мнение высказал Президент НАО Фонд «Отандастар» Нуртай Абыкаев в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

Институт президентства в Казахстане позволил построить новое государство. Такое мнение высказал Президент НАО Фонд «Отандастар» Нуртай Абыкаев в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

«Коротко рассказать об институте президентства в Казахстане, истоках его создания и деятельности, о первом Президенте, Лидере нации Нурсултане Абишевиче Назарбаеве, практически, невозможно. Этому уже посвящено немало солидных научных, политологических исследований и публикаций. Поэтому, я постараюсь обозначить лишь ключевые, на мой взгляд, определения, понятия и примеры, позволяющие понять суть того, как формировался этот институт в нашей стране. Среди многочисленных публикаций Елбасы, я бы, в этой связи, выделил статью «Дерзость ответственности», опубликованную в 2009 году в американской международной газете «Геральд трибюн» (International Herald Tribune», сейчас она называется (Интернешнл Нью-Йорк таймс). И хоть статья относится к созданию валют нового класса, по сути, это чётко сформулированное более 10 лет назад предложение приступить к созданию контуров нового разрушающего мира. Ключевое слово здесь «ответственность». И именно оно обозначает то качество человека, руководителя, лидера, которое сопровождает Нурсултана Абишевича всю жизнь, где бы он не находился и чем бы не занимался», — отметил Н. Абыкаев.

Глава Фонда «Отандастар» напомнил, что должность Президента была учреждена 24 апреля 1990 года, на которую Нурсултан Абишевич и был избран тогда ещё Верховным Советом Казахской ССР. В то время он уже был руководителем республики в качестве первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана. В то время на глазах разваливалась вся советская сверхдержава и командно-административная система во главе с ЦК КПСС. На всем пространстве, в том числе в республиках, уже наблюдалась разруха, бушевала инфляция, предприятия останавливались, люди бедствовали. Становилось абсолютно ясно, что в центре, которому все были жёстко подчинены, у Горбачева и его команды нет никакого плана действий, количество ошибок увеличивалось в геометрической прогрессии.

По словам Н. Абыкаева, Кремль был вообще далёк от истинного положения дел, повсеместно назревал социальный взрыв. Наконец в августе 1991 года в Москве случился августовский путч, который ещё более усугубил ситуацию. Не лучшим образом политическая ситуация, также, как и экономическая, выглядела и в Казахстане. Один за другим менялись парламенты, называемые Верховными Советами и избираемые по устаревшим советским правилам, в которых не могли найти общего языка разные политические партии, возглавляемые амбициозными лидерами, не обладающие при этом ни знаниями, ни идеями, ни даже какой-то харизмой и доверием народа.

«В качестве наглядного примера можно привести события, связанные с роспуском парламента, избранного в марте 1994 года. Чуть ли не с первых дней наметилась конфронтация между депутатами и исполнительной властью. Для подъёма экономики экстренно нужен был ряд непопулярных для народного восприятия законов, но служащих задачам повышения экономического потенциала страны, призывающих, что называется, «затянуть пояса». Но из популистских соображений депутатский корпус их блокировал. За свою короткую историю этот парламент рассмотрел и принял лишь считанное количество второстепенных законов. А в это время реформы буквально задыхались из-за отсутствия гражданского и налогового кодексов, законов о банкротстве, иностранных инвестициях и многих других. Словом парламент забуксовал и было бы важно поменять его состав. Но «не было бы счастья, да несчастье помогло», образно говоря. Выплыл факт, когда во время избирательной кампании в Аблайхановском избирательном округе было грубо нарушено законодательство о выборах. Разбирая этот факт, который касался кандидата в депутаты, журналиста Татьяны Квятковской, Конституционный суд выявил аналогичные нарушения и по другим округам. Это привело к тому, что все выборы были признаны недействительными, а парламент в полном составе – нелегитимным. Как по этому поводу потом шутил поэт и общественный деятель, который, кстати, сам был депутатом этого созыва, Олжас Сулейменов: «Если Москве, чтобы распустить парламент потребовались танки, то у нас хватило одной Таньки», — сказал Н. Абыкаев.

После этого, с учетом того, что до новых выборов терять время без законов было нельзя, тот же Конституционный суд временно наделил Президента дополнительными полномочиями по законотворчеству до выборов нового депутатского корпуса. И это, как показало время, был верный шаг.

За короткий срок Н.А.Назарбаев издал 136 указов, направленных, прежде всего, на продвижение экономических реформ. Впоследствии все они были утверждены новым Парламентом и получили статус законов Республики Казахстан. Они стали мощным стимулом экономического развития страны. И это тоже был акт огромной сложности и ответственности, которую взял на себя Нурсултан Абишевич», — подчеркнул Н.Абыкаев.

По его словам, тогда, в начале 90-х годов, трудно было выработать какую-то внятную программу выхода из кризиса и всеобщего хаоса. Тщательно проанализировав и взвесив происходящее, Первый Президент проявил политическое мужество, взял на себя полную ответственность и выработал единственно правильный план действий, чтобы преодолеть усугубляющийся развал. В качестве первого шага он настоял на том, чтобы провести общенародные президентские выборы, которые бы придали этой должности легитимность и наделили необходимыми правовыми функциями сам институт президентства в целях построения нового государства и нового современного общества. И первого декабря 1991 года такие выборы состоялись, на которых Нурсултан Абишевич одержал убедительную победу, набрав 98,78 процента голосов при явке избирателей в 88,2 процента.

«А уже 16 декабря 1991 года вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый не только по инициативе Н.А.Назарбаева, но и разработанный при его непосредственном участии. Именно он обозначил начало строительства нашего государства на новой политико-конституционной основе. Наверное, сейчас многим современным политикам даже понять трудно то, сколько нужно было взять на себя ответственности, политической воли и даже человеческого мужества для дальнейших исторических шагов, общечеловеческих и политических инициатив, которые сделали его Лидером нации, выдвинули в число выдающихся политиков и государственных деятелей мирового уровня», — отметил глава Фонда «Отандастар».

Он привел в пример историю преодоления решений «беловежских сидельцев» и создания СНГ, закрытия Семипалатинского ядерного полигона, формирования Евразийского экономического союза, председательства в ОБСЕ и создания СВМДА и многих миротворческих инициатив.

«Для нас, казахстанцев, это сам факт создания нашего нового независимого государства, действующая Конституция Республики, передислокация столицы, уже ставшей новым мировым и региональным центром. Это целая система политических, экономических и социальных реформ, многие из которых опережают время. Это, можно сказать, «Эпоха Назарбаева», которая подготовила нас к борьбе с трудностями, к движению вперёд, к переходу в новое время. Нужно лишь уметь взять на себя такое же бремя мужества и ответственности, которое продолжает нести Первый Президент страны и Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев», — сказал Н.Абыкаев.

 

Источник: КазИнФорм.