Новости

Уважаемый Абдурасул Алдашевич!

Казахстанская национальная академия естественных наук поздравляет Вас с 65 летием со дня рождения!
В Казахстане и за рубежом Вас знают как одного из видных казахстанских ученых в области аналитической химии, электрохимии, химической технологии металлов.
Возглавляемый Вами Центр по комплексной переработке минерального сырья является крупнейшим и уникальным научно-производственным объединением Казахстана и Центральной Азии по проблемам  горно-металлургического комплекса, осуществляющего системное решение процессов горно-металлургического цикла: от добычи руды, обогащения, переработки до получения товарной продукции.
Являясь академиком, членом Президиума КазНАЕН Вы вносите большой вклад в расширение творческих связей академии и НЦКПМС, о чем свидетельствуют проведение ряда международных совместных научно-практических конференций  и реализация научных проектов.
Действующие под эгидой Центра научные организации и предприятия горно-металлургического профиля, накопили бесценный опыт  в реализации многих высокотехнологичных инновационных проектов, что, несомненно,  способствует эффективной интеграции республики в международное научное пространство, росту авторитета страны в глазах мировой общественности.
Результаты фундаментальных исследований под Вашим руководством способствовали  развитию ряда направлений естественных наук в Республике. И одним из знаковых достижений, несомненно, является создание ферросиликоалюминия, запатентованного как «казахстанский сплав», получивший мировое признание.
Абдурасул Алдашевич!  В день Вашего рождения,  желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, успешной творческой деятельности на благо отечественной науки!

Президиум
Казахстанской национальной академии
естественных наук

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

5 декабря 2020 года вышел Указ Президента Республики Казахстан о присуждении казахстанским ученым Государственной премии Республики Казахстан в области науки  техники за 2020 год. В их числе и члены Казахстанской национальной академии естественных наук:

Ибатов Марат Кенесович – и.о. председателя правления – ректора НАО  «Карагандинский технический университет», доктор технических наук, профессор, академик КазНАЕН, НИА РК;

Исагулов Аристотель Зейнуллинович – исполнительный директор НАО «Карагандинский технический университет», доктор технических наук, профессор, академик КазНАЕН;

Жетесова Гульнара Сантаевна – первый проректор НАО «Карагандинский технический университет«, доктору технических наук, профессору, академику КазНАЕН.

Уважаемые,

Марат Кенесович, Аристотель Зейнуллинович,

Гульнара Сантаевна!

Искренне поздравляем Вас с присуждением Государственной премии Республики Казахстан в области науки  техники за 2020 год за проект по «Разработка жаропрочных сплавов и технологий нового поколения для производства и обработки деталей на их основе».

Эта награда является высокой государственной оценкой вашего творческого потенциала и многолетнего плодотворного труда, это дань вашему таланту ученого-исследователя и конструктивным усилиям по развитию казахстанской науки.

 

Президиум Казахстанской национальной академии естественных наук

26 ноября 2020 года состоялся онлайн заседание Президиума Казахстанской национальной академии естественных наук, на котором были обсуждены следующие вопросы:

—   с докладом на тему «Роль развития Абаеведения как системы культурной и национальной идентичности», посвященной 175 летию Абая Кунанбаева, выступил руководитель Отделения «Философия науки, науки в сфере социально-гуманитарной деятельности человека» ректор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева академик КазНАЕН Сыдыков Ерлан Батташевич.

— с докладом на тему «О научно — технической программе: «Разработка сверхкритических зеленых технологий получения инновационной продукции из природного и техногенного сырья», выступил руководитель Отделения «Химико-технологические науки в строительной индустрии, металлургии, химической и оборонной отраслях» академик КазНАЕН Наурызбаев Михаил Касымович

— вице-президент, академик КазНАЕН Абулхаиров Дармен Каратаевич принформировал о проведенном онлайн конкурсе молодых ученых, посвященном 80 летию Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаева. По  итогам которого конкурсная комиссия определила трех лауреатов конкурса:

  • Аринова Сания Каскатаевна, доктор PhD, преподаватель кафедры «Нанотехнологии и металлургия» НАО «Карагандинский технический университет».

Проект: «Разработка состава жаропрочного сплава и технологии получения отливок для металлургического производства на его основе». Полученные результаты внедрены в производство на предприятии ТОО «Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко» (г. Караганда). За счёт использования железа вместо никеля себестоимость данного сплава значительно сократилась. При этом его основные механические и технологические свойства остались сопоставимыми с жаропрочными сплавами на основе никеля. По результатам научно-исследовательской работы была защищена одна докторская диссертация на соискание степени PhD по специальности «Металлургия».

  • Низкородова Анна Сергеевна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатория «Молекулярной биологии» филиала «Национальный центр биотехнологии» в городе Алматы.

Проект по созданию отечественной тест-системы на наличие возбудителя COVID-19, которая в рекордные сроки была разработана, выпущена и передана Министерству здравоохранения Республики Казахстан в рамках специального государственного заказа.

  • Шабанов Ербол Жаксылыкулы, доктор PhD заведующий лаборатории «Ферросплавов и восстановления» Химико-металлургического института имени Абишева.

Проект «Ресурсосберегающая технология выплавки комплексного сплава алюмосиликохрома с рациональным использованием отечественного минерального сырья и отходов ферросплавного производства».

Разработанная инновационная технология позволяет получить с минимальными производственными затратами комплексный сплав для применения в ферросплавном производстве и сталепромышленности, а также переработать техногенные отходы,  находящиеся в отвалах.

Специальные дипломы КазНАЕН будут вручены лауреатам Конкурса в тожественной обстановке.

Фото

— с докладом об избрании в состав КазНАЕН новых членов академии, выступил Главный ученый секретарь, академик КазНАЕН Зейнуллин Абдикарим Абжалелович.

В заключении онлайн заседания Президиума было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между КазНАЕН и Учреждением образования «Caspian University»  с целью объединения усилий для совместного участия в научно-образовательной деятельности по  реализации научно-технических проектов и программ естественно-научного и гуманитарного направления.

Көп тілде сөйлесе алатын бәсекеге қабілетті еліміздің ұл-қыздарының қатары күн санап артып келе жатқаны қуантады. Көп тіл білу – көптік етпейтіндігі де рас. Десек те, шет тілдерін меңгеруде және үш тұғырлы тіл саясатын іске асыруда басты назарда болуы тиіс ұстанымдар туралы сөз еткенді жөн көрдік.
Қазақстанда тілдерді дамыту мен қолданудың мемлекеттік бағдар­лама­сының мақсат-міндеті ретінде елімізде тұратын барлық этностардың тілдерін сақтай отырып, Қазақ­стандық біртектілік пен бірлікті нығайтудың аса маңызды факторы ретінде мемлекеттік тілдің кең ауқымды қолданысын қамтамасыз ететін үйлесімді тіл саясаты ая­сында ағылшын және басқа да шет тілдерін оқып-үйрену, оқыту­дың үштілді моделін дамыту көзделгені белгілі.
Бүгінгі күні еліміздің әлемдік өр­ке­ниеттен қалыс қалмай, дүние ­жү­зінің дамыған отыз елінің қатарына қо­сы­лу мақсатында елдің бәсекеге қабі­лет­тілікке ұм­­­ты­луының ұтымды жолда­ры­ның бірі ретінде «Үш тұғыр­лы тіл» бағдарламасының қабыл­дануының орны ерекше екені түсінікті.
Елбасы Н.Назарбаев: «Қазақ тілі үш тілдің біреуі болып қал­майды. Үш тілдің біріншісі, негіз­гісі, бастысы, маңыздысы бола береді. Қазақ тілі – Қазақстан Рес­публикасының мемлекеттік тілі. Оған қамқорлық та сондай дәрежеде болады» деп нақты айқындап берген еді. Ендеше, көп тілді меңгертуде негізгі екпін мемлекеттік тілге түсетінін әр кез естен шығармағанымыз абзал. Бағдарламада басым­дыққа ие болуға тиіс мемлекеттік тілді мең­­гертуде мән берілетін мәсе­лелер жеткілікті.
Жоғарыда атап өткен «жеті жұрттың тілін білген» кейбір аза­маттардың қазақ тілінде жазбақ түгілі, ауызша пікір ал­масуға шамасы келмейтінін көріп, келешекте бағдарламада көзделген мақсат­тар мен міндеттер және оны іске асыру нәти­желерінің көрсеткіштеріне қол жеткізу бойынша атқарылар іс-шараларға тоқтал­ғымыз келеді.
Бірінші кезекте бұл бағдар­ламаны іске асыруда қазақтың біртуар азаматы Халел Досмұха­медовтың: «Ана тілін жақсы біліп тұрып, бөтенше жақсы сөйлесең, бұл – сүйініш. Ана тілін білмей тұрып, орысша жақсы сөйлесең, бұл – күйініш» деген ұстанымын басшылыққа алуымыз керек. Жастарға орыс, ағылшын және басқа шет тілдерін үйретуде осы міндет тұрғысынан қарастыратын болсақ, бірнеше шет тілін мең­герген қандастарымыз ана тілінде де еркін сөйлеп сүйіндірер еді…
Әрине, әлемдік білім-ғы­лым кеңіс­тігіне еркін ену үшін, шет тілін білу қажеттігі дәлел­деуді қажет етпейтіндігі бел­­гілі. Өйткені тіл тек қарым-қа­ты­нас құралы ғана емес, сондай-ақ ел ара­лық әлеуметтік, экономи­калық, мәде­ниет, тарих, білім-ғы­лымнан хабар берер үлкен достық көпіріне айналып отыр. Қазақстандық білім жүйесін әлем­дік деңгейге көтеріп, халық­аралық стан­дарт­тарға сай қимыл жасай отырып, төрт­кіл дүние төрінен табылайық десек, қазірден бастап әлем тілдерін меңгерген мамандарға деген біліктілік талаптарына көптеген өзгерістер енгізу күн тәртібіне көтерілуі тиіс.
Басқа ұлт өкілдерімен қатар, орыс тілінде білім беретін мектептерде оқитын қазақ жастарына мемлекеттік тілді меңгертуде орыс тілді аудиторияларда қазақ тілінен дәріс беретін ұстаздар алдына қойылатын талаптарды да арттыра түскен абзал. Өйткені білім беру жүйесінің үш тілділік бағдарламасын іске асыру өте күрделі, әрі өте маңызды екенін айта келіп, Мемлекет басшысы: «Менің ұстанымым, біріншіден, қазақ тілі болуға тиіс, орыс тілі болуға тиіс. Бұлардың балаларымыз үшін маңызы зор. Тек содан кейін ғана ағылшын тілін оқыту керек», деп өз ойын білдірген болатын. Сөз жоқ, қазіргі кезде әдіскер-ғалымдардан еліміздегі тіл саясатын іс жүзінде жүзеге асы­ру барысында қазақ тілін үй­ретуді жоғары дәрежеде сапалы түрде қамтамасыз ету талап етіледі.
Мемлекеттік тілді меңгертуді қамта­масыз етудің тиімді тәсілде­ріне қол жеткізуде оқулықтардың алар орны ерекше. Әрине, бұл жерде жаңа тұрпаттағы оқу­лық­­тарды айтып отырмыз. Жа­ңартылған білім мазмұнында оқушыларымыз ұлттық сипатта дайындалған отандық төл оқулықтарымыздың негізінде білім алуды жалғастыруда. Оқу­лықтар мен оқу-әдістемелік ке­шендерді дайындаудың жүйесі де бір қалыпқа түсіп келеді. Талай сарапшылардың талқылауынан өткен тақырыптың мазмұны бе­кі­тіліп, қолданысқа енгізілуде. Осының ар­қасында қазіргі оқу­лықтар тек ақпарат берумен ғана шектелмей, оқушылардың өз бе­тінше ізденуіне жол аша бастады. Білім беру мазмұнын түбегейлі өзгертудің түпкі мақсаты – оқушы білімді тек алып қана қоймай, өз пайдасына жарата білу керек. Ендеше, жастарымыздың мемлекеттік тілді білуі ғана емес, сондай-ақ қоғамдағы қарым-қатынаста қолдана алу дағдысына машықтануды мықтап қолға алу арқылы мемлекеттік маңызы мол үштілділік саясатын іске асыруда нәтижеге қол жеткізе аламыз.
Елбасы ұсынған Ұлт жоспарында да даярланатын кадрлардың бәсекелестік қабілетін арттыру және білім беру сек­торының экс­порттық әлеуетін көтеру мақ­сатында білім беру жүйесінде жоғары сыныптар мен жоғары оқу орындарында ағылшын тілінде оқытуға кезең-кезеңмен көшу міндеттелген болатын. Осынау ауқымды істерді абыроймен атқаруда шетел тілдерін оқыту мәселесі мемлекеттік тілді терең меңгерту нәтижесінде қолға алынуы керек деп есептейміз. Еліміздің жоғары оқу орындарында барлық мамандықтар бойынша орыстілді ауди­торияларда қазақ тілі оқылатыны бе­л­гілі. Тәуелсіздік алған ал­ғаш­қы жылдары студенттерге күнделікті тұрмыстағы жиі қол­данатын сөздерге, алғашқы кезеңнен бас­тап ауыз екі сөйлеуге дағ­дыланатын болса, қазіргі таңда ғалым-әдіскерлер қазақ тілін мамандықпен байланыстыра оқытуға мән беріп отыр. Осыған байланысты экономикалық, гуманитарлық, жаратылыс­тану және техникалық мамандықтарды терең игеруге бағытталған оқу­лық­тар мен оқу құралдары көп­теп жарық көре бастады. Бұл бағыттағы әдістемелік еңбектерде мамандыққа сәйкес терминдерді мең­геруге, болашақ қызметіне қажет болатын сөздік қорды молайтуға мүмкіндік беру жолдары жіті қарастырылған. Сала бойынша студенттер меңгеруге тиісті лексикалық минимумдар мемлекеттік тілді барлық салаларда еркін қолдануына жол ашады. Жоғары оқу орындарының бәрі қазақ тілін екінші тіл ретін­де оқыт­қанда, студентті тек қазақ­ша сөйлетіп қана қоймай, қазақ халқының бай ұлттық ерек­шеліктерін, мәдениетін, салт-дәстүрін де үйретуге мән бергені дұрыс болар еді. Өз ұлтының терең тарихы мен өнерін үлгі етіп үйренген білім алушыға ана тілі арқылы басқа да шет тілдерін меңгеру қиыншылық тудырмайтыны анық. Бұл жерде, астын сызып айтатын мәселе – білім ошақтарын орыс тілінде оқитын өзіміздің қаракөздерімізге қатысты екенін көзі қарақты оқыр­ман аңғарған болар дейміз. Өйткені ана тілінің құдіретін те­рең сезіну арқылы, шет тілін еркін мең­гер­­ген жастарымыздың бойында елге де­ген сүйіспеншілік, тілге деген құрмет ар­тары анық.
Мемлекеттік тілді терең түсініп, оның қыр-сырын жете ұғыну үшін салыстырмалы зерт­теулерді одан әрі жетілдіру керек деп санаймыз. Еліміздің жетекші оқу орындарының жанынан ашылған «Салыстырмалы-тарихи, салғастырмалы-типоло­гия­лық тіл білімі, аударма теория­сы» мамандықтары бойынша қорғалатын диссертациялық ке­ңестерде, негізінен, мемле­кет­тік тілмен салыстыра зерт­теліп, қос тілді, көп тілді ілес­пе аудармалардың теориясы мен практикасына арналған дис­­сертациялық жұмыстардың көптеп қорғалуына қол жеткізу – тілдерге ортақ құбылыстар мен ерекшеліктерді айқындауда, тұжырымдама жасауда, туған тілді терең тануға жол ашары анық. Ұлы Гетенің: «Шетел тілін білмеген адам, өз тілінде де еш­нәрсе білмейді» деген қанатты сөзін қаперімізге алып, қазақ тілін ғылым тіліне айналдыруда да игі істер қолға алынар еді.
Елімізде әлемдік деңгейдегі іс-шаралар өткізу үрдісі де қарқын алып келеді. Халықаралық форумдарда, конференция мен жиындарда табан астында қазақшадан шет тіліне, шет тілінен қазақ тіліне тәржімелеуде ілеспе аудар­машылардың атқарар рөлі айрықша екенін көріп жүрміз. Ана тілі мен шет тілін тел емген тілшілерге деген сұраныс күн санап арта түсері сөзсіз. Осы­ған байланысты ілеспе аударма тәсілдерін терең меңгерген аудармашылар дайындау ісіне де мықтап көңіл бөлетін кез келді.
Бұған дейін қабылданған «Үш тұ­ғырлы тіл» бағдарламасында шет тілін, атап айтқанда, ағыл­шын тілін оқы­туды бастау­ыш сыныптан бастау керек деген мәселеге көпшілік тара­пы­нан түсінбеушілік туындап, негізінен мемлекеттік тілді меңгертуден бастау керек деген қоғамдық пікір қалыптасқан болатын. Ағылшын тілінде оқытуды Кеңес Одағы кезеңіндегідей бесінші сыныптан бастасақ та, «көштен кеш қалмайтынымызды», шет тілдерін қазақ топтарына оқыту әдістемесін зерттеп жүрген ғалым ретінде бұл бастаманың әдіс-тәсілдерін қарастыруда ғылыми түрде әлі де зерделей түсетін, түпкі нәти­женің тиімді болу жағын қарастыруды ғылыми тұжы­рымдармен толықтыру қа­жет екенін, сондай-ақ мектептерде сабақ беріп жүрген ұс­таздардың ағылшын тілін ерте жастан оқыту әдістемесі бойынша біліктілігін арттыру курстарынан өткізу керектігін ақпарат құралдары арқылы жұртшылыққа жеткізген болатынбыз. Сондай-ақ үштілділікті жүзеге асыруда Қазақстанда қанат жайған қазақ-түрік лицейлерінің тәжірибесіне сүйенсек жылдам оң нәтижеге қол жеткізетіндігімізді нақты мысалдармен айғақтаған едік. Бұл лицейлерге қабылдану – жоғары оқу орындарына түскендей абыройлы көрінетін. Балаларының шет тілдерін шебер меңгеріп, әлемнің айтулы универ­ситеттерінің сту­денттері атанатын да, еліміз­дегі мектептерді «Алтын белгі­мен» бітіретіндердің де үлес салмағы осы оқу орындарының түлек­терінің еншісінде болатын. Сонымен бірге шет тілін қар­қынды үйрету бұл ұйымдарда жетінші сыныптан басталатынын айта кеткеніміз артық болмас.
Енді міне, «халық үніне құлақ асатын үкімет» ұстанымын нық ұстаған Президентіміздің өзі бұл мәселеде ата-аналардың өті­ніш тілегін ескергені – сөз бен істің бірлігін көрсетіп отырғаны көпшіліктің көңілінен шығып отыр. Мем­лекет басшысы Қ.Тоқаев үш тілді білім беру жүйе­сін енгізу өте өзек­ті мәселе екенін айта келіп: «Үш тілді жүйеге көшу оқытушылар мен білім беру бағдарламаларының да­йын­дығына қарай жүзеге асады. Бұл ретте, ғылыми-жара­тылыстану пәндерін ағылшын тілінде оқыту білім орталық­та­рының кадрлық мүмкіндіктеріне қарай, оқытушылар мен ата-аналардың қалауы бойынша іске асуы тиіс… Сондықтан ағылшын тілін оқытуды 2-3-сыныптан немесе ата аналардың қалауына қарай 5-сыныптан бастау алуы орынды, әрі тиімді болады деп санаймын. Ал жоғары сыныптарда жаратылыстану-техникалық пәндерді мектептердің дайын­дығына қарай жүргізу қажет», деген еді.
Реті келгенде айта кетейін, еліміздің азаматтарына әлемге аты әйгілі университеттерде білім алуға мүмкіндік тудыратын «Болашақ» бағдарламасының үміткерлеріне мемлекеттік тілді білу деңгейін айқындайтын тест тапсыру керектігі туралы қоғамдық пікірлер әлі күнге дейін толастар емес. Шет тілін терең меңгерген талапкерлерге мем­лекеттік тілді орта деңгейде болса да мең­геру міндеттелетін болса, олардың қазақ тілін тез игеріп алатынына еш күмәніміз жоқ. Бұл мәселеге ерекше мән беріп отырғанымыз – әлем тілдерін еркін мең­герген кейбір бауырларымыздың қазақ­шасы «сәлеметсіз бе?» дегеннен әрі аса алмайды. Сондай-ақ Қа­зақстанның шетелдік, халық­аралық ұйымдарымен бай­ла­­нысының артуына сәйкес әлем тілдерін меңгерген ма­ман­­­дарға сұраныс та көбейе түсетіні түсінікті. Сондықтан Сырт­­қы істер министрлігіндегі, елшіліктердегі мемлекеттік қыз­меткерлердің мемлекеттік тілді меңгеруінде мін болмауы тиіс. Өйт­кені тәуелсіз елімізді дүние жүзіне танытуда патриотизмнің озық үлгісі ана тіліне құрметтен бастау алғаны алдың­ғы қатарға шығуы керек. Сонда ғана жо­ғарыда айтылғандай, ана тілін жақсы бі­ліп тұрып, шетелше шешен сөй­лейтін жас­тарымыздың жүзі жарқын болары анық.
Ендеше, жастарымыз шетел тілдерін меңгеру – ана тілін білуден бастау алу керектігін тү­сінгенде ғана, үш тұғырлы тіл саясатының салтанат құратыны сөзсіз екенін айтқымыз келеді.


Кәрімбек ҚҰРМАНӘЛИЕВ,

ҰҒА академигі,
филология ғылымдарының докторы,
Қазақстан ұлттық жаратылыстану ғылымдары академиясының вице-президенті

Институт президентства в Казахстане позволил построить новое государство. Такое мнение высказал Президент НАО Фонд «Отандастар» Нуртай Абыкаев в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

Институт президентства в Казахстане позволил построить новое государство. Такое мнение высказал Президент НАО Фонд «Отандастар» Нуртай Абыкаев в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

«Коротко рассказать об институте президентства в Казахстане, истоках его создания и деятельности, о первом Президенте, Лидере нации Нурсултане Абишевиче Назарбаеве, практически, невозможно. Этому уже посвящено немало солидных научных, политологических исследований и публикаций. Поэтому, я постараюсь обозначить лишь ключевые, на мой взгляд, определения, понятия и примеры, позволяющие понять суть того, как формировался этот институт в нашей стране. Среди многочисленных публикаций Елбасы, я бы, в этой связи, выделил статью «Дерзость ответственности», опубликованную в 2009 году в американской международной газете «Геральд трибюн» (International Herald Tribune», сейчас она называется (Интернешнл Нью-Йорк таймс). И хоть статья относится к созданию валют нового класса, по сути, это чётко сформулированное более 10 лет назад предложение приступить к созданию контуров нового разрушающего мира. Ключевое слово здесь «ответственность». И именно оно обозначает то качество человека, руководителя, лидера, которое сопровождает Нурсултана Абишевича всю жизнь, где бы он не находился и чем бы не занимался», — отметил Н. Абыкаев.

Глава Фонда «Отандастар» напомнил, что должность Президента была учреждена 24 апреля 1990 года, на которую Нурсултан Абишевич и был избран тогда ещё Верховным Советом Казахской ССР. В то время он уже был руководителем республики в качестве первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана. В то время на глазах разваливалась вся советская сверхдержава и командно-административная система во главе с ЦК КПСС. На всем пространстве, в том числе в республиках, уже наблюдалась разруха, бушевала инфляция, предприятия останавливались, люди бедствовали. Становилось абсолютно ясно, что в центре, которому все были жёстко подчинены, у Горбачева и его команды нет никакого плана действий, количество ошибок увеличивалось в геометрической прогрессии.

По словам Н. Абыкаева, Кремль был вообще далёк от истинного положения дел, повсеместно назревал социальный взрыв. Наконец в августе 1991 года в Москве случился августовский путч, который ещё более усугубил ситуацию. Не лучшим образом политическая ситуация, также, как и экономическая, выглядела и в Казахстане. Один за другим менялись парламенты, называемые Верховными Советами и избираемые по устаревшим советским правилам, в которых не могли найти общего языка разные политические партии, возглавляемые амбициозными лидерами, не обладающие при этом ни знаниями, ни идеями, ни даже какой-то харизмой и доверием народа.

«В качестве наглядного примера можно привести события, связанные с роспуском парламента, избранного в марте 1994 года. Чуть ли не с первых дней наметилась конфронтация между депутатами и исполнительной властью. Для подъёма экономики экстренно нужен был ряд непопулярных для народного восприятия законов, но служащих задачам повышения экономического потенциала страны, призывающих, что называется, «затянуть пояса». Но из популистских соображений депутатский корпус их блокировал. За свою короткую историю этот парламент рассмотрел и принял лишь считанное количество второстепенных законов. А в это время реформы буквально задыхались из-за отсутствия гражданского и налогового кодексов, законов о банкротстве, иностранных инвестициях и многих других. Словом парламент забуксовал и было бы важно поменять его состав. Но «не было бы счастья, да несчастье помогло», образно говоря. Выплыл факт, когда во время избирательной кампании в Аблайхановском избирательном округе было грубо нарушено законодательство о выборах. Разбирая этот факт, который касался кандидата в депутаты, журналиста Татьяны Квятковской, Конституционный суд выявил аналогичные нарушения и по другим округам. Это привело к тому, что все выборы были признаны недействительными, а парламент в полном составе – нелегитимным. Как по этому поводу потом шутил поэт и общественный деятель, который, кстати, сам был депутатом этого созыва, Олжас Сулейменов: «Если Москве, чтобы распустить парламент потребовались танки, то у нас хватило одной Таньки», — сказал Н. Абыкаев.

После этого, с учетом того, что до новых выборов терять время без законов было нельзя, тот же Конституционный суд временно наделил Президента дополнительными полномочиями по законотворчеству до выборов нового депутатского корпуса. И это, как показало время, был верный шаг.

За короткий срок Н.А.Назарбаев издал 136 указов, направленных, прежде всего, на продвижение экономических реформ. Впоследствии все они были утверждены новым Парламентом и получили статус законов Республики Казахстан. Они стали мощным стимулом экономического развития страны. И это тоже был акт огромной сложности и ответственности, которую взял на себя Нурсултан Абишевич», — подчеркнул Н.Абыкаев.

По его словам, тогда, в начале 90-х годов, трудно было выработать какую-то внятную программу выхода из кризиса и всеобщего хаоса. Тщательно проанализировав и взвесив происходящее, Первый Президент проявил политическое мужество, взял на себя полную ответственность и выработал единственно правильный план действий, чтобы преодолеть усугубляющийся развал. В качестве первого шага он настоял на том, чтобы провести общенародные президентские выборы, которые бы придали этой должности легитимность и наделили необходимыми правовыми функциями сам институт президентства в целях построения нового государства и нового современного общества. И первого декабря 1991 года такие выборы состоялись, на которых Нурсултан Абишевич одержал убедительную победу, набрав 98,78 процента голосов при явке избирателей в 88,2 процента.

«А уже 16 декабря 1991 года вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый не только по инициативе Н.А.Назарбаева, но и разработанный при его непосредственном участии. Именно он обозначил начало строительства нашего государства на новой политико-конституционной основе. Наверное, сейчас многим современным политикам даже понять трудно то, сколько нужно было взять на себя ответственности, политической воли и даже человеческого мужества для дальнейших исторических шагов, общечеловеческих и политических инициатив, которые сделали его Лидером нации, выдвинули в число выдающихся политиков и государственных деятелей мирового уровня», — отметил глава Фонда «Отандастар».

Он привел в пример историю преодоления решений «беловежских сидельцев» и создания СНГ, закрытия Семипалатинского ядерного полигона, формирования Евразийского экономического союза, председательства в ОБСЕ и создания СВМДА и многих миротворческих инициатив.

«Для нас, казахстанцев, это сам факт создания нашего нового независимого государства, действующая Конституция Республики, передислокация столицы, уже ставшей новым мировым и региональным центром. Это целая система политических, экономических и социальных реформ, многие из которых опережают время. Это, можно сказать, «Эпоха Назарбаева», которая подготовила нас к борьбе с трудностями, к движению вперёд, к переходу в новое время. Нужно лишь уметь взять на себя такое же бремя мужества и ответственности, которое продолжает нести Первый Президент страны и Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев», — сказал Н.Абыкаев.

 

Источник: КазИнФорм.

16 декабря 2019 года в честь Дня Независимости Республики Казахстан известные ученые Казахстана, академики Казахстанской национальной академии естественных наук, доктор химических наук, профессор Сармурзина Раушан Гайсиевна, доктор технических наук, профессор Абишева Зинеш Садыровна были удостоены за развитие отечественной науки высокой государственной награды – орденом «Құрмет».

Уважаемые,

Раушан Гайсиевна, Зинеш Садыровна!

Сердечно поздравляем Вас с получением высокой государственной награды — ордена «Құрмет».

Это является прямым подтверждением Вашего творческого потенциала и многолетнего плодотворного труда, это дань Вашему таланту руководителя и ученого-исследователя, Вашим энергичным и конструктивным усилиям по развитию казахстанской науки.

Президиум Казахстанской национальной академии естественных наук

5 декабря 2019 года состоялось Общее собрание Казахстанской национальной академии естественных наук, на котором члены академии выступили с докладами по ряду важных вопросов по развитию деятельности академии.

Вице-президент КазНАЕН академик КазНАЕН Абулхаиров Д.К. в своем докладе акцентировал внимание на наиболее важных результатах работы академии в 2019 году:

— по реализации инициативы Первого Президента Республики Казахстан Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева об объявлении 2019 года Годом молодежи: организован и проведен конкурс КазАЕН «Жас Ғалым – 2019» по отбору инновационных проектов молодых ученых, определены победители, при КазНАЕН; создано молодежное отделение Пагуошского Комитета РК, в целях развития и укрепления международных научных связей студентов, молодых ученых и специалистов с международной неправительственной научной организацией «Пагуошское движение ученых»;

— по реализации поручения Елбасы, касающейся необходимости повсеместной о цифровизации экономики, которая была озвучена в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» разработана совместно с учеными программа «Научно-методическое обеспечение цифровизации и информационно-технологического развития горно-металлургического комплекса казахстана» на 2020-2022 годы. Проект внесен в министерство индустии и инфрактруктурного развития республики казахстан для включения в ГПИИР 3;

— о реализации совместно с учеными проектов по разработке технологии переработки техногенных минеральных отходов, комплекса для утилизации снежных масс, перспективных возобновляемых источников на основе гибких полупроводниковых материалов;

— о проведении международных мероприятий КазНАЕН:

научно-практической конференции, посвященной 10-летию КазНАЕН и 25 летию Национального Центра по комплексной переработке минерального сырья (в рамках конференции на секции КазНАЕН «Естественнонаучное обеспечение программы «Индустрия 4.0» заслушано 42 доклада);
участие на Форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь» в Пекине, в рамках которой рассматривался проект создания Международной Академии наук Шелкового пути, инициированный Академией наук КНР, КАЗНАЕН, РАЕН был включен в Совместное коммюнике по итогам круглого стола лидеров 40 государств в рамках Международного форума «Один пояс-один путь». Руководитель Международного Секретариата G-Global, академик КазНАЕН Нугербеков С.Н. и вице-президент Исследовательского центра планирования Шелкового пути Чжиган Цзян подписали Меморандум об объединении усилий по реализации проекта;

— о проекте Плана мероприятий КазНАЕН по научной деятельности на 2020-2022 годы, включающий 5 блоков: развитие кадрового потенциала науки; разработка региональных программ развития НИОКР и инноваций; разработка и реализация востребованных бизнесом грантов и НТП; международное сотрудничество и интеграция в мировое научное пространство; пропаганда научных и культурных достижений.

Главный Ученый секретарь КазНАЕН академик КазНАЕН Зейнуллин А.А. презентовал проект плана мероприятий КазНАЕН по подготовке чествования 80 — летия Первого Президента Республики Казахстан – Ел Басы Н.А.Назарбаева.

Руководитель Семейского филиала КазНАЕН академик КазНАЕН Маусымбаев С.С. доложил о деятельности филиала по научному обеспечению положений Послания Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Н.А.Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвёртой промышленной революции».

Директор Института химии угля и технологий академик КазНАЕН Ермагамбет Б.Т. представил проект новой научно-технической программы НТП «Научно–технологическое обеспечение и внедрение наиболее доступных, экологически чистых технологий переработки углесодержащих отходов».

В заключении Общего собрания были избраны новые члены в состав КазНАЕН и подписан Меморандум о сотрудничестве между Казахстанской национальной академией естественных наук и Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Об итогах  проведения  Международной научно-практической конференции «Инновации в области естественных наук как основа экспортоориентированной индустриализации Казахстана»

4-5 апреля в Алматы в конференц-зале здания отеля «Ритц-Карлтон» проходила совместная Международная научно-практической конференция,  посвященная 10-летию Казахстанской национальной академии естественных наук и 25-летию Национального центра по комплексной переработке  минерального сырья Республики Казахстан.

Цель Конференции — обсудить результаты современных исследований в области естественных наук, комплексной переработки минерального сырья, инновационные разработки в обрабатывающем секторе и машиностроении Казахстана.

В соответствии с Программой Конференции 4 апреля проходило  пленарного заседания, на котором приняли  участие представители госорганов, руководители общественных академий наук, ведущих научных организаций и вузов Казахстана, научных академий Китая, Ирана, России, известные зарубежные и отечественные ученые и специалисты, которые поздравили юбиляров и рассказали об их роли в развитии науки Казахстана и перспективах научного сотрудничества.

В ходе пленарного проходила церемония вручения наград Министерства образования и науки Республики Казахстан и КазНАЕН видным ученым и специалистам.

Поздравления зарубежные гости и руководители научных организаций и вузов с юбилеем КазНАЕН и НЦКПМС.

 

Республиканское общественное объединение  «Казахстанская национальная академия естественных наук» (КазНАЕН) осуществляет свою деятельность по  координации научных исследований ученых,  нормативному и правовому обеспечению  процесса коммерциализации результатов НИР, а также  практическому содействию по внедрению инновационных разработок и технологий через 12  региональных филиалов. Деятельность филиалов организована на основе региональных университетов и крупных научных центров.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и переименованием в Туркестанскую область, Южно-Казахстанский филиал КазНАЕН преобразован в Туркестанский.

В целях развития  науки в Туркестанском регионе на базе Международного казахско-турецкого университета имени Кожа Ахмед Яссави 20 ноября 2018 года состоялось расширенное выездное заседание Президиума КазНАЕН, на котором будут рассмотрены вопросы, касающиеся вклада КазНАЕН в развитие науки в Туркестанской области в рамках Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», реализации совместных и региональных научно-технических программ, подписаны соглашения о сотрудничестве.

26 октября 2018 года на заседании Ученого Совета Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Д.Серикбаева (г. Оскемен) вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук Абулхаиров Д.К. выступил с докладом «К 10-летию деятельности КазНАЕН по научному обеспечению отраслей экономики Республики Казахстан», вручил дипломы членов академии руководителям вуза, представил информацию о начале конкурса по отбору научно-исследовательских проектов «Жас Ғалым — 2018», посвященного 10-летию КазНАЕН (положение о Конкурсе представлено на сайте kaznaen.kz)

Опубликовано Положение о республиканском конкурсе научно-исследовательских проектов «Жас Ғалым — 2018», посвященного 10-летию Казахстанской национальной академии естественных наук. Срок сдачи документов на участие с 26.10.2018 г.

Ссылка на документ

Для ознакомления с планом мероприятий скачайте документ по ссылке

В программной статье Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» из огромного комплекса решаемых в настоящее время проблем и задач особо выделена духовная, идейно-нравственная и общекультурная сфера.

В соответствии с положениями статьи возникает насущная необходимость модернизации общественного сознания, выработки разумных методов управления им, научные и общественные социальные институты должны ориентироваться на решение принципиально новых задач, связанных с изменением восприятия современных реалий.

Эти вопросы в мае текущего года обсуждены на выездной сессии Президиума Казахстанской национальной академии естественных наук в г.Алматы в стенах КазНУ им.аль-Фараби, на которой перед научными организациями и вузами были поставлены задачи по разработке и конкретных программ и проектов, отвечающих положениям статьи.

На заседании Президиума КазНАЕН, состоявщемся 15 ноября 2017 года, был рассмотрены и утверждены Планы мероприятий КазНАЕН по реализации положений статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», касающиеся конкретных предложений ученых по проекту поэтапного перехода казахского языка на латиницу, по программе «Туған жер», по проекту «Современная Казахстанская культура в глобальном мире» и др., а также Пагуошского Комитета Казахстана, созданного при КазНАЕН наук в целях развития и укрепления международных научных связей и координации участия ученых Казахстана в деятельности международной неправительственной научной организации «Пагуошское движения ученых» по вопросам разоружения, контроля над вооружениями, нераспространения, сокращения и запрещения оружия массового уничтожения, всеобщей и региональной безопасности, энергетической и экологической безопасности и др.

В работе заседания приняли участие Председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Парламента Республики Казахстан Айтимова Б.С, Министр образования и науки Республики Сагадиев Е.К., ведущие ученые и специалисты.

КазНАЕН принимала участие в проведении и организации панельной сессии «Стратегия устойчивой энергетики будущего Казахстана до 2050 года» в рамках VII-го Астанинского экономического форума 22 мая 2014 г., и панельной сессии «Устойчивое развитие Евразийского энергетического, водного и транзитного потенциала» в рамках VIII-го Астанинского экономического форума 22 мая 2015 г.
Планируется проведение ряда других важных мероприятий, которые будут способствовать эффективной научной и инновационной деятельности Казахстана.

В 2012 году члены нашей академии принимали участие в Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио +20″ 20-22 июня.
21 февраля 2014 года в Астане КазНАЕН проведен Круглый стол на тему: «О мерах по совершенствованию правового обеспечения эффективности научных исследований и внедрения их результатов в процессы социально-экономической модернизации страны в свете реализации Стратегии «Казахстан – 2050» с участием депутатов Парламента РК и представителей государственных органов РК, бизнеса, общественных организаций, научных и учебных заведений, экспертов и ученых.

При непосредственном участии академии в сентябре 2009 года в Алматы был проведен III-й Цивилизационный форум «Будущее цивилизаций и стратегия цивилизационного партнерства».
28 мая 2010 года КазНАЕН совместно с акиматом города Астаны был проведен Первый Астанинский инновационный форум.
В рамках III-го Астанинского экономического форума совместно с АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат» 2 июля 2010 года была организована панельная сессия «Формирование глобальной энергоэкологической стратегии».